Вечное сияние чистого разума — это не про любовь 💔 Пересмотрела на большом экране этот фильм, так любимый в юности. Последний раз я смотрела его лет в 20, и тогда он казался мне таким щемяще болезненным, про настоящую драматическую любовь, за которую, как бы не было тяжело, герои борются до конца и в итоге, не смотря ни на что, остаются вместе. Что я вижу сейчас? Двух созависимых травмированных больших детей, которые проигрывают друг на друге свои детские травмы и самоутверждаются за счёт подавления ближнего. Когда-то Климентина казалась мне эдакой волшебной бунтаркой, которая играет по своим правилам и делает то, что ей искренне нравится. А Джоуэл был в моем понимании тихой гаванью для бурной Климентины, её сообщником и единомышленником. Сейчас я отчётливо вижу, что Климентина на самом деле транслирует свои детские комплексы непривлекательности через яркий и смелый внешний образ и дерзкое поведение. Она вся кричит "обрати на меня внимание! Люби меня! ", кричит не кому-то конкретному, а всем. Она хочет казаться импульсивной, но на самом деле мы видим эгоистичную истеричку, готовую развести скандал на ровном месте, возможно с психическим расстройством (биполярочка?) и кучей комплексов. Обратите внимание как она ходит в начале фильма, сжавшись, неловко перебирая ногами, это явно не вяжется с её смелым поведением. Джоуэл ребенок, которого недолюбила в детстве мама. Он пронес чувство ненужности и небезопасности через всю жизнь. Об этом нам явно говорит его виноватое выражение лица "олененка Бэмби", которое бесит Климентину, замкнутость, отстраненность и, как он сам комментирует, "способность влюбляться в каждую женщину, которая обратит на него внимание". И вот эти два инвалида пытаются строить болезненные отношения, которые размываются в волнах океана словно ветхий дом, построенный на зыбком песке. Она абьюзер, он жертва. И даже после проведенной процедуры они снова цепляются друг за друга, потому что память друг о друге можно стереть, но нельзя стереть свои непроработанные травмы. Концовка, когда-то меня радовавшая и как-будто подающая надежду на то, что все у них получится, и склеенный из осколков кувшин будет красив, сейчас вызывает то ли недоумение, то ли вздох печального согласия с тем, что людям трудно поменяться самим и уж тем более поменять другого человека. И вот какая штука. В 20 лет я сделала из фильма вывод о том, что всем нужен второй шанс, что нужно держаться за отношения (насколько бы болезненными они не были). Это было неверно. Повторяющийся заключительный кадр, где персонажи бегут по заснеженному пляжу снова и снова, снова и снова, наводит на мысли о том, что эти двое так и будут бесконечно повторять танцы на граблях, завязнув в бесконечном цикле боли. Правильный вывод подсказала зрителю персонаж Кирстен Данст (в силу возраста я его не восприняла когда-то): единственный выход из замкнутого круга — это разорвать токсичные отношения. Не просто забыть, а пережить этот негативный опыт и уяснить урок, дабы никогда больше не попадать в такую ситуацию. Фильм все так же нравится мне с точки зрения красоты кадра, необычной музыки и потрясающей игры актёров, которые в очень мелких деталях передают всю суть своих персонажей. Перемена сути фильма в моей голове — вот, что шокировало меня больше всего. Ощущение горького послевкусия "если бы тогда я это понимала" тоже имеется.

Теги других блогов: любовь фильм драма